Алексей Ширшов (ashirshov) wrote,
Алексей Ширшов
ashirshov

Categories:

Предыстория натуральной школы

Что было до натуральной школы, как мы пришли к этому, что предшествовало и что двигало нами. Несколько родителей искали образование для своих детей, искали школы, отдавали детей в хорошие и не очень школы, участвовали в жизни школы и родительских собраниях и инициативах, но иногда что-то было не так. В семье Ширшовых

был опыт домашнего обучения, а также опыт участия в частной школе для тех, кто обучается дома, раз в неделю. Были походы на коференции по образованию, на встречи практиков семейного обучения, были скайп-дискуссии, кабинетные исследования и кухонные размышления. В итоге, мы выбрали то, что, как кажется, подходит нашим детям и детям вообще, добавили что-то от себя и теперь мы запускаем загородную школу.

История наших поисков прошла через патриархальную культуру и раздельное обучение с жёсткими гендерными стереотипами к принципам правды-последовательности, свободы, принятия разнообразия и восприятия ребёнка как такого же человека с такими же правами, как и у взрослого, но обладающего меньшими силами и возможностями, что налагает на взрослых особую отвественность и особое внимание к балансу.
Мы искали скорее не технологии эффективного обучения или хороших учителей, а среду, комфортную, благоприятную, живую, свободную, здоровую. Такую в городских условиях мы не нашли. Везде - охранники, повара, педагоги. Везде - нотации и классные журналы. Мало движения и много заданий, выматывающая гонка за показателями и за хорошее лицо. Игонорирование особенностей развития, нерегистрируемыми медициной. Поэтомы мы решили создать лесную школу.

Это вкратце и в общих чертах. Ниже можно почитать подробнее, как мы шли к Натуральной школе через пробы на своей шкуре, через проекты и исследование действием.

ШКОЛА ЭКОРЕМОНТА И НАТУРАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Школа экоремонта им. Тома Сойера была создана в 2011 г. Алексеем Ширшовым вместе с Романом Саблиным, первым экотренером России. В том же году старт-ап стал лауреатом общероссийской премии "Экопозитив".  Школа приняла участие в строительстве двух домов из соломенных блоков, в реновации бывшей железнодорожной станции Кунцево с использованием старой древесины и экореновации бывшего автосервиса на дизайн-заводе "Флакон". Постепенно рамки экоремонта стали тесны, и произошло расширение рамок предметной области до натурального строительства. За время существования школы было проведено несколько десятков лекций, мастер-классов, практикумов, курсов для взрослых и детей продолжительностью от одного часа до двух недель. В том числе для детей с особенностями развития.

Концептуальный итог проекта - прорастание понимание того, что работа с природными материалами - это нечто иное, чем работа с материалами промышленного происхождения, поскольку они сделаны для деятельности, в отличие от природных, что сами по себе. Поэтому натуральные материалы требуют принятия, внимания, контакта, балансирования, гибкости-упругости. И в совместном танце с ними можно со-здать что-то красивое, живое и интересное. От финишных этапов строительства и реноваций школа экоремонта постепенно перешла к натуральному строительству.

ДЕТИ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ

До Школы экоремонта им. Тома Сойера Алексей и Руфина Ширшовы вели проект «Дети открытых пространств», в рамках которого собирали детей с родителями на открытых пространствах, чтобы дети могли общаться и играть без вмешательства взрослых, но на виду, в безопасности. Что-то вроде дрейфующего детского сада без границ и воспитателей. Первые встречи проводились на территории МГУ и так и назывались - "Передвижной детский сад в МГУ".

МАУГЛИМНАСТИКА

В ходе воспитания трёх детей мы, двигаясь в русле развивающего движения, искали двигательные практики и нашли для себя только три: контактная импровизация без стремеления к красивым танцам, детская мягкая школа Эллы Глушковой и мягкая школа Алексея Крола.  Однако обе в какой-то момент перестали устраивать и пришлось адаптировать чужие разработки для себя. Эту адаптацию мы назвали мауглимнастикой. Занятия по гимнастике для групп, т.е. для семей или детско-взрослых команд, проводились в родительской школе "Драгоценность", семейном клубе "Большая черепаха" и выездном лагере инклюзивной школы "Ковчег" в Ярославской области.

Потом мы открыли для себя танцевально-двигательную терапию (ТДТ) и специализированные детсткие ТДТ-занятия "Арт-класс" Александры Налётовой, ныне - директора Российской ассоциации ТДТ. Направленные на создание условий для раскрытия собственного движения ребёнка и научение свободному владению телом, внимательному освоению окружающего мира и себя, установлению и защите собственных границ и уважению к границам и свободе другого.

ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Проекты, связанные с детьми и родителями, и исследование воспитательных и образовательных подходов и практик, привели к прорастанию идеи исцеляющего родительства или свободного "семьевания" (free familing, не путать c free love). Исцеляющее родительство - это расширение т.н. родительской терапии, подхода, в котором проблемы детей и семей решаются не терапевтом, а родителями, становящимися агентами терапевтических изменений. В исцеляющем родительстве родитель исцеляет себя, и затем или одновременно исцеляется семейный мир и дети.
У психотерапевтов, как правило, есть супервизор, некий наставник, однако существует и неиерархические средства поддержки терапевтов - т.н. балинтовские группы, где терапевты обсуждают свои случаи, способы, проблемы, находки в группе. Такие группы поддержки, коммуникации, обмена опытом но не для терапевтом, а для родителей мы собирались организовывать в 2014г.

Родитель-терапевт в рамках исцеляющего родительства - это не тот, кто производит воздействие на детей, отношения, супруга/у, но создаёт своей любовью среду тепла-нежности, безоценочного, безусловного принятия, надёжности, поддержки.
Главные темы 2014г. - привязанность и близость, а также выращивание стрессоустойчивости и психологической упругости по отношению к разного рода насилию и др. психотравмирующим воздействиям.

Ключевые авторы, на которых мы ориентировались: Питер Левин, Мэгги Кляйн, Карл Роджерс, Джон Боулби, Мэри Эйнсворт, Росс Грин, Дональд Винникот, Эрик Эриксон, Гарри Лэндрет.

В течение двух лет проводились семинары в семейном клубе "Большая черепаха", центре "Йога Практика" на Университете и несколько вебинаров по теории и практике привязанности и психологической травмоустойчивости. Результаты симбиоза практик Алексея Ширшова, связанных с преобразованием пространств, и практик Руфины Ширшовой, связанных с семейной терапией и терапией мам, отражаются в цикле текстов "Семья и пространство" на сайте Сознательно.Ру

Tags: naturalschool
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments